Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 05:39
  • Күн 07:05
  • Зухр 13:10
  • Екінті 17:08
  • Шам 19:03
  • Құптан 20:30
  • 29
  • сентября

    вторник

  • 11
  • Сафар

    1442

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Разногласия в доктрине единобожия


Салафиты считают доктрину единобожия основой Ислама и в этом их мнение соответствует позиции всей мусульманской общины: т.е. школами вероубеждения матруди и ашари. При этом они считают, что введение любых посреднических звеньев в отношениях между Богом и людьми является отступлением от единобожия. Так например, они считают недопустимым введение священства, не признают сакральных или духовных авторитетов. Кроме того, такие действия, как мольба, обращенная к могилам умерших праведников, или обращение к упоминанию их имен в качестве посреднического звена в доведении этой мольбы Богу являются отступлением от принципов единобожия в вероубеждении салафитов. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка). В принципе, с этим согласны все школы суннитского направления, но, в то же время, салафиты в значительной мере развили их.

В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина божественного единства состоит из трех составляющих:

1. Божественное господство над всем мирозданием (таухид ар-рубубия).

2. Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения (таухид аль-улюхия).

3. Единство Бога в обладании прекрасными именами и качествами (таухид аль-асма уа-с-сифат), которое подразумевает наличие у Бога различных эпитетов и атрибутивных качеств.

Указанному выше второму пункту доктрины божественного единства - таухид аль-улюхия - придается в салафизме особенное значение. Согласно учению Ибн Таймии в своем служении человек должен быть обращен своими помыслами и всем своим существом к Богу. Если же он подразумевает в своих помыслах и действиях еще какой-либо субъект помимо Бога, то он в большей или меньшей мере впадает в язычество (ширк), даже если при этом утверждает о единобожии. По утверждению салафитов язычники также знали и знают о существовании единого творца, но служение ему совершают посредством других субъектов (богов или святых). Именно в этом состоит их политеизм. Доказательством этому салафиты приводят аят из Корана, где говорится: «А если ты их (язычников) спросишь: “Кто сотворил небеса и землю?” - они, конечно, скажут: “Аллах”» (31: 25).

Любая самодеятельность и введение новых ритуалов для служения и актов поклонения является, в доктрине Ибн Таймии, ересью (бид’а). В частности он подверг ожесточенной критике практику всех неортодоксальных мистических учений в Исламе, которые вводили такие новые элементы религиозного служения как почитание могил умерших праведников, культ святых и мучеников, которые не были характерны раннему периоду Ислама от «праведных предков». Все такие действия Ибн Таймия назвал отступлением от принципов исламского единобожия.

Ибн Таймия считал возможным посещение могил других людей, только с целью осмысления своего земного существования и предназначения. Поклонение и мольба в адрес усопшего недопустима ни в каком случае, даже перед могилой самого пророка Мухаммада.

Отвергая культ и почитание святых, Ибн Таймия, тем не менее, считал возможным достижение некоторыми людьми некоего состояния озарения (карама) от Бога, вследствии их преданного и искреннего служения ему. Но это состояние не является подобием чудес пророков и получения ими откровений от Бога. Люди обладающие карамой не отличаются от остальных людей и обязаны исполнять все предписания религии.

Как и все салафиты, Ибн Таймия, считал недопустимым обращение к Богу посредством умерших святых и праведников. Все это расценивалось им как отступничество от принципов единобожия. Однако он считал допустимым, если живой праведник помолится Богу за кого-то по его просьбе.

Ученые  сунниты  же говорят о том что, специально прочтенные молитвы приносят пользу умершим. По мнению ханбалитских, шафиитских, ханафитских, маликитских и нынешних авторитетных  богословов ислама посвящение молитв усопшим приносят им облегчение и пользу.

В книге К.Жолдыбайулы «Религия и менталитет» («Дін мен діл») старший ученик Ибн Таймия Ибнул-Кайималь -Джаузи приводил множество аргументов в пользу посвящения Корана усопшим поминать в молитве умершего. Ибнул-Кайималь -Джаузи говорил: «Поклонение, благое дело осуществляется двумя путями: телом и имуществом. Пророк говорил, что садака добровольное подаяние от имени умершего принесет ему пользу. Ораза пост от имени умершего также приносит пользу душе умершего в ином мире. Также есть польза и от хаджа произведенного от имени  умершего. Об этом говорится в хадисах».

Также в салафизме нет теорий о божественных атрибутах, которых придерживаются сторонники матуридитских и ашаритских школ и они выражаются в их разделении на сущностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия), так как они определены отвергаемыми салафитами методами разума и логики на основании рационального осмысления откровения. Однако, отвергнув матуридитско-ашаритские концепции, Ибн Таймия и его последователи заменили их своей системой представлений о божественных атрибутах.

Аяты Корана и хадисы, где сообщается об Аллахе означают особенности, действия и называются «муташабих аят, хадисы» (аяты, хадисы с неясным содержанием) или «Аятус-сифат», «Ахадисус-сифат» (Аяты, хадисы имеющие отнощение к описанию Аллаха), или, «ас-сифатул-хабария» (хабари описания - описания Аллаха, неподдающиеся разуму).

Так в вопросе муташабих аятов в первую очередь, салафиты заявили о том, что ими принимаются все атрибуты Бога так, как они излагаются в откровении. Причем эти атрибуты не подвергаются салафитами аллегоризации. Исходя из этого, Ибн Таймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне такие качества Аллаха, как способность гневаться, говорить, вознесение на трон и т.д. Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. Но, в то же время, они, в отличие от антропоморфистов, считают все это присущим только Богу и не относят это к сотворенному миру. То есть Бог имеет руки и лик, но они не являются подобием человеческих, а его гнев или способность говорить также не являются аналогичными человеческим, а присущи только Ему непостижимым разуму образом. Такие подходы к пониманию проблемы божественных атрибутов Ибн Таймия и назвал методом «праведных предков» (салафов).

Однако эта точка зрения салафитов была подвергнута критике представителями других мировоззренческих школ ислама, которые утверждали, что все эти воззрения салафитов по отношению к божественным атрибутам, в конечном итоге, могут привести к антропоморфизму (наделение предметов, явлений человеческими качествами).

Все дело в том, что смыслы аятов Корана разделяются ими на эзотерические и экзотерические. Как приведено в книге ученого-религиоведа К.Жолдыбайулы «Дін мен діл» ученые-сунниты придерживались следующих принципов:

1. Прямое значение слов, которые  характеризуют сотворенных, то есть людей,  нельзя принимать как подобие Аллаху. Аллах чист от всего этого. Как и то, что нет ничего, подобного Аллаху, так и нет ничего похожего на него.

2. Нельзя полностью отрицать значения слов от Аллаха в целях очищения  Аллаха от всего (таътил).

3. Необходимо оставить значение таких слов на безграничное знание Аллаха и верить им (тафуид).

Критики салафитов утверждали, что они следуют только экзотерическим смыслам аятов и игнорируют скрытые смыслы откровения. Именно поэтому аяты Корана должны быть истолкованы в точном соответствии с дословным смыслом, но, если возникает необходимость, то, в качестве исключения, можно подвергнуть некоторые из аятов и аллегорической трактовке. В частности это относилось к следующим аятам Корана:

«Поистине те, кто присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха над их руками...» (48:10) [Здесь речь идет о присяге, которую дали пророку Мухаммаду сподвижники накануне заключения Худайбийского мира с язычниками-мекканцами.]; «И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь гибнет кроме Его лика» (28: 88). Указывая на смыслы этих аятов, критики салафитов утверждали, что упомянутые в них слова «рука» и «лик» Аллаха невозможно принимать в буквальном смысле, так как это открывает путь к антропоморфизму. Поэтому «рука» понималась ими как «всемогущество», а «лик» - как «личность».

Однако салафиты, и, в первую очередь, Ибн Таймия, в свою очередь, опровергали доводы критиков тем, что введение аллегорических иносказаний является продуктом человеческого мышления и не может быть истиной в последней инстанции. Они также отрицали свою причастность к антропоморфистам, так как не уподобляли «руки» или «лик» Аллаха аналогичным органам человека или других творений. Салафиты утверждали, что даже если их методы не объясняют эти смыслы Корана и Сунны, то все равно они более приемлемы, так как не допускают человеческого мнения по проблемам Божественных атрибутов.

Все идеологические и методологические принципы учения шейх уль-ислама Ибн Таймии периодически использовались различными реформаторскими школами в Исламе, вплоть до сегодняшнего дня. Его идеи легли в основу идеологии движения Мухаммада ибн Абдулваххаба, основателя движения «ваххабитов».

Позднее, в конце 19 - начале 20 веков, идеи Ибн Таймии использовались египетскими исламскими реформаторами, представителями движения «братьев-мусульман» (аль-ихван аль-муслимун), индийскими фараидитами и многими другими религиозно-политическими движениями в мусульманском мире.

 

Исатай Бердалиев, исламовед-теолог

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.