Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 05:39
  • Күн 07:05
  • Зухр 13:10
  • Екінті 17:08
  • Шам 19:03
  • Құптан 20:30
  • 29
  • сентября

    вторник

  • 11
  • Сафар

    1442

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

«Твоя судьба – в твоих руках» или «Что такое счастье?»


При упоминании слова «судьба» невольно вспоминаются слова «счастье» и «несчастье». Да это и не удивительно! Ведь такие понятия, как «быть счастливым», «несчастный», являются как бы контекстом слова «судьба».
Суть счастья и счастливой жизни можно рассматривать с двух ракурсов: с религиозной и нерелигиозной точки зрения.
Что касается нерелигиозной точки зрения, то счастье заключается, в первую очередь, в хорошем здоровье. Хотя в большинстве случаев люди, в повседневной суете, забывают об этом бесценном даре Всевышнего Аллаха. Добавьте к этому употребление спиртного, курение, нервные стрессы бездуховной жизни и т.п. достижения человечекой цивилизации.
После здоровья пути-дорожки, в вопросе понятия счастья или же счастливой судьбы, расходятся. Для кого-то это высокий пост, для кого-то хороший бизнес, а для кого-то хороший заработок и т.д. После этого желания этих «кого-то» вновь сходятся в стремлении иметь хороший особняк, дорогую машину, счета с семизначными значениями, желательно конечно в долларах.
С религиозной точки зрения все перечисленное выше не противоречит человеческой натуре и не расходится с шариатом. Ведь Ислам не запрещает довольствоваться благами циви-лизации, быть богатым. Тем более, что если все нажито честным путем, а не путем мздоимства, кражи, грабежа и т.п.
Так в чем же, с религиозной точки зрения, заключается счастье? Может быть в изобилии пищи? А может быть в богатстве? Может быть в детях?
Как узнать, в чем заключается истинное счастье? Может быть в уединении? А может в общении?
Сейчас мы хотим понять, что является счастьем с религиозной точки зрения. Но удивительно то, что в Священном Коране, в котором, между прочим, вот уже на протяжении более чем 14-ти веков человечество находит ответы на все насущные вопросы, мы не найдем слова «سعادة» (са`ада — счастье)?! Что? Всевышний Создатель не желает, чтобы все мы были счастливыми? Разве Ислам не был ниспослан Всевышним Аллахом с целью облагодетельствовать человечество счастьем двух миров, этого и потустороннего?
Все в этом бренном мире преходящее, не вечно. И ради достижения как можно больших результатов в этом бренном мире мы тратим не мало сил, энергии, а порой и всю свою жизнь. Почему? Да потому что бренное, иной раз, начинает восприниматься как нечто вечное. Такое понятие, в основном, свойственно людям не верующих в Судный день, в жизнь после смерти. Единственным более или менее вразумительным ответом такому действу может быть ответ: «Зато в истории останется мое имя». Или же: «Все это останется детям».
Возникает вопрос: «Является ли истинным счастьем то, что твое имя, через 100-200 лет, можно будет прочитать в какой-либо энциклопедии? Может счастьем является то, что твои дети, после твоей смерти, став взрослыми, продадут твой дом, который ты строил на протяжении 5-10 лет и кое-как закончил, и купят благоустроенную квартиру где-то в городе?».
Мы не хотим сказать, что не надо заниматься образованием, различными исследованиями, по-могать детям. Конечно надо! Тем более, что за все это полагается воздаяние! Но мы желаем получить ответ на вопрос: «Является ли все это истинным счастьем?».
И чтобы не быть многословным, предлагаем перейти к разъяснению понятия «счастье» с религиозной точки зрения. И в этом мы будем опираться на сказанное в Коране и в хадисах нашего досточтимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Прежде всего, с религиозной точки зрения, истинным счастьем является наставление на путь истины. И первым шагом на этом пути является уверование во Всевышнего Аллаха. Почему?
Человек может достигнуть высот, к примеру, на поприще знаний. Он может стать академиком международного уровня. Он может стать хирургом, инженером, адвокатом с мировым именем. Он может быть самым состоятельным человеком в мире. Может обладать неимоверной силой, незаурядными качествами и т.п. Но что это даст ему в Судный день, если он ушел из жизни неверующим?! Поэтому хорошо, если человек много знает, созидает, занимается самым полезным занятием для всего человечества. Но в основе этого должна быть его вера во Всевышнего Создателя. А иначе что проку от его регалий, достижений, рекордов, богатства?!
Человек, по предопределению Всевышнего, может быть неимущим, больным неизлечимой болезнью, может быть самым обычным охранником или же дворником. Но нет сомнения в том, что в Судный день его вера во Всевышнего вознесет его над всеми самыми знаменитыми личностями мира сего, над правителями и миллиардерами, которые не выполнили своего главного предназначения – уверования во Всевышнего Создателя.
Поэтому истинным счастьем является «быть верующим».
Выше мы сказали, что в Коране нет слова «سعادة» (са`ада — счастье). Но зато в Коране есть слово «счастливые»! Так, Всевышний Аллах, в 108-ом аяте суры «Худ», сказал: «Счастливые же пребудут в раю, данном им как неиссякае-мый дар. Вечно они пребудут там, доколе существуют небеса и земля, если только Господь твой не пожелает вознаградить их лучшим образом».
Вот! Вот оно истинное счастье!
Какое самое изысканное, но, согласитесть, преходящее счастье этого бренного мира может сравниться с вечным пребыванием в раю?! Что в этом преходящем мире становиться новее, лучше, долговечнее? Автомобили, даже самые дорогие, ломаются. Пища портится. Одежда изнашивается. Мы стареем. А пребывание в джаннате все дольше и дольше, и его блаженства все изысканнее и желаннее. Разве не на это указывается в словах Всевышнего «пребудут в раю», «неиссякаемый дар», «вознаградить их лучшим образом»?.
Сказанное в аяте нельзя вос-принимать в качестве того, что в этом мире нет счастья. Счастье в этом мире есть! И оно заключается в совершении деяний, которые не заканчивается лишь записью твоего имени в какой-либо энциклопедии, или же покупкой твоими детьми благоустроенной квартиры, а на-ходят свое продолжение в удос-таивании лика Всевышнего Аллаха и входа в вечный джаннат.
Счастье в этом мире есть! И оно заключается в истинном уверовании во Всевышнего Аллаха, в подтверждении этой веры совершением благих деяний, достойных воздаяний Всевышнего. Ведь Всевышний сказал: «Обрадуй тех, которые уверовали и вершили добрые дела – им уготованы райские сады, где текут ручьи… И в тех садах им будут предоставлены пречистые супруги. И будут они пребывать так вечно» («Аль-Бакара», 25-аят).
Счастье в этом мире есть! И оно в страхе совершить грех. Ведь результатом всего этого будет то, что: «Всевышний Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им» («Аль-Баина», 8-аят). Будет ли Всевышний наказывать адом тех, кем Он доволен? Конечно же нет! И разве избавление от вечных мучений не является истинным счастьем?!
Счастье в этом мире есть! И оно заключается не в чревоугодии, а в воздержании от пищи. При этом удивительно то, что те, кто не соблюдает пост в месяц Рамазан, иной раз жалеют тех, кто поститься, к примеру, в летний зной. На самом же деле надо жалеть их самих. Ведь они не в состоянии воздержаться от приема пищи всего-то от расвета до заката. Поэтому они обделены наслаждением разговения после заката. Их сердцам не присуще то чувство благодарности Все-вышнему, которым наполняются сердца постящихся. А в Судный день они не удостоятся входа в джаннат «Раййан», в который стремятся попасть даже сами обитатели рая. И разве соблюдение поста в месяц Рамазан не является счастьем?!
Счастье в этом мире есть! И оно заключается не в обогащении, а в расходовании своего имущества ради лика Всевышнего. Именно об этом Всевышний Аллах сказал: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, и говорят: «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности»… Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» («Аль-Инсан», 8-11-аят).
Счастье в этом мире есть! И оно в джамаате, в тесном общении с мусульманами. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, шайтан подобен волку, который поедает людей. И он подобен волку, который поедает отделившиюся от стада овцу. Так не отделяйтесь же от джамаата» («Аль-Джами`ус-Сагир», 2022).
Счастье в этом мире есть! И оно заключается в довольствии малым.
Как-то раз Омар (да будет доволен им Аллах), войдя к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел, что он спит на циновке. И увидев на боках Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) следы от нее, он заплакал. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «О Омар! Почему ты плачешь?».
– О Посланник Аллаха! Как же я могу не плакать? Правители персов и византийцев спят на шелках и парче. А Вы (будучи посланником Аллаха) спите на обычной циновке, которая к тому же оставляет следы на вашем теле.
– О, Омар, не плачь! Им даруется в этом мире, а нам в Ахирате. Ведь я лишь похож на путника, который прилег отдохнуть в тени дерева, и который вскоре отправиться дальше. («Маджма`уз-Зауаид», 18300)
Как же ошибаются те, кто думает, что счастье в обогащении и ради наживы готовы на все: лгать, воровать, убивать. И при этом, глядя на то, что они таким образом «заработали», они думают: «Жизнь удалась! Вот оно счастье! О, какой же я счастливый!» – А между тем они предают забвению Судный день и забывают о том, что: «В Судный день раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о его жизни его: как он ее провел, о знании: на что он его употребил, о деньгах: как он приобрел их и на что потратил, и о теле его: как он его использовал» («Тухфату Аль-Ахуази», 2462).
Счастье в этом мире есть! И оно заключается в стремлении к Ахирату. Ведь Всевышний Аллах обогащает сердце того, кто стремиться к Ахирату, в результате чего он не будет стремиться к обогащению любым путем. И этот бренный мир, такой желанный для тех, кто забывает об Ахирате, будет плестись за ним в униженном мире. В сердца же тех, чьи помыслы заняты лишь обустраиванием этого преходящего мира, Всевышний Аллах вложит страх перед нищетой, хотя для него не будет ничего, кроме того, что предопределено ему Всевышним. («Сунану Ибн Маджа», 4105)
Счастье в этом мире есть! И оно заключается не в общении со звездами шоу-бизнеса, с богатыми бизнесменами и другими знаменитостями. Оно заключается в общении с богобоязненными людьми, которые не могут дать славу и престиж в глазах смертных, но которые в состоянии приблизить тебя ко Всевышнему, дав тебе полезный для Ахирата совет, благодаря чему ты сможешь удостоиться лика Всевышнего.
Судите сами! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день человек будет стоять среди тех, кого он любил в этом мире» («Кашфуль-Хафа», 2284). И хорошо, если кто-то из звезд шоу-бизнеса, подарив вам свой автограф, еще и посоветует вам быть богобоязненным. Но, согласитесь, что это что-то из области фантастики! По телевизору можно увидеть, как фанаты, глядя на своего кумира, плачут, рвут на себе одежду и т.д. и т.п. А ведь если вы, к примеру, заболеете, он даже не справится о вашем здоровье. Он даже не будет подозревать о вашем существовании. Да куда там! Будет хорошо, если он хотя бы заметит вас среди многотысячной орущей толпы своих кумиров. Это то, что касается мира сего. А что он может дать вам в Судный день? Свое заступничество перед Всевышним?
Счастье в этом мире есть! И оно заключается в тасбихе (возвеличивании Всевышнего Аллаха), который превозносит нашу степень в глазах Всевышнего. В познании шариата, благодаря чему мы правильно совершаем поклонение и оно засчитывается. В чтении Корана, за каждую букву которого мы получаем воздаяния. В совершении сажда (земного поклона) Всевышнему Создателю, во время которого все наши обращения ко Всевышнему принимаются. В мягком обра-щении с родителями, которые родили и вырастили тебя. В воспитании детей достойными мусульманами и гражданами своей страны. И наивысшим счастьем, безусловно, является подчинение воле Всевышнего Аллаха и удостаивание Его лика. В качестве примера можно привести историю пророка Ибрахима (мир ему), когда идолопоклонники решили бросить его в огонь. Это было наказанием неверных за его стойкость в вере. Мушрики думали, что они наказывают Ибрахима (мир ему). Но на деле оказалось, что Ибрахим (мир ему) удостоился особого внимания Всевышнего, когда Он приказал огню: «О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» («Аль-Анбия», 69 аят).
А что произошло, когда Всевышний Аллах приказал пророку Ибрахиму (мир ему) принести в жертву Исмаила (мир ему)? Для несведущих в религии это может показаться жестоким. Но они забывают, что Всевышний Аллах не нуждался в пролитии крови Исмаила (мир ему), а лишь подобным образом проверял истинность веры Ибрахима и маленького Исмаила (мир ему). Чем тогда обернулось подчинение воле Всевышнего? Пророк Ибрахим (мир ему) возвысился в глазах Всевышнего. Исмаил (мир ему) остался жить. Человечество избавилось от дикого обычая приносить в жертву детей. В общем и целом, это стало праздником, который празднуется мусульманами по сей день.
Кто-то радуется своему богатству. Но ведь в любой день он может лишиться его и стать нищим. Даже если не лишиться своего богатства при жизни, с момента смерти он будет истинно нищим, нуждающимся в милости Всевышнего, которую невозможно купить ни за какие деньги.
Кто-то счастлив своим имиджем. Но ведь люди могут поменять свое мнение про него по причине его малого проступка.
Кто-то радуется, что он женится на красивой девушке. Но нельзя забывать о поговорке: «В молодости все хороши. Откуда тогда берутся плохие жены?».
Из сказанного следует, что все в этом мире, как и сам тленный мир, преходяще. Но, хвала Всевышнему, есть то, что не теряет свою ценность ни в этом мире, ни после смерти. И это удостаивание лика Всевышнего. Разве это не является истинным счастьем?!
В заключении хотелось бы привести хадис, который полностью соответствует теме судьбы и счастья. Существует поговорка: «Счастье – это удовлетворение желаний». А желание это не что иное, как то, что любит человек, что ему нравится.
Абу Аль-Аббас Аль-Мустагфири (родиял-лаһу ъанһу) передает: «Я направился в Египет, с целью получения знания от имама Абу Хамида Аль-Мысри. Когда я попросил мне рассказать хадис от Халида ибн Уалида (да будет доволен им Аллах), он приказал мне поститься на протяжении года. Я так и сделал, после чего снова обратился к нему со своей просьбой. И тогда он рассказал мне следующее: «Халид ибн Уалид сказал: «К Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «Я пришел к тебе, чтобы спросить кое о чем об этом мире и Ахирате». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Спрашивай».
– О Посланник Аллаха! Я желаю быть самым знающим среди людей.
– Будь богобоязненным! И ты будешь самым знающим из людей.
– Я желаю быть самым богатым.
– Довольствуйся малым и ты будешь самым богатым.
– Я желаю быть самым лучшим из людей.
– Самые лучшие из людей те, кто приносит пользу людям. Если так, то будь полезным для других.
– Я желаю быть самым справедливым среди людей.
– Желай другим то, чего желаешь для себя. И тогда ты будешь самым справедливым среди людей.
– Я желаю иметь особый статус перед Всевышним Аллахом.
– Поминай часто Всевышнего. И тогда ты приобретешь особый статус в глазах Всевышнего.
– Я желаю совершать поклонения и ощущать присутствие Всевышнего.
– Тогда поклоняйся Всевышнему так, будто ты видишь Его. И если ты не видишь Его, то помни, что Он видит тебя.
– Я желаю, чтобы у меня был совершенный иман.
– Будь благонравным. И тогда у тебя будет совершенный иман.
– Я желаю быть в числе тех, кто полностью подчиняется Всевышнему.
– Совершай все предписания Всевышнего. И тогда ты будешь в числе тех, кто полностью подчиняется Ему.
– Я желаю встретиться со Всевышним, будучи чистым от грехов.
– Совершай омовение от осквернения. И тогда, в Судный день, ты встретишься со Всевышним Аллахом, будучи чистым от грехов.
– Я желаю, чтобы в Судный день вокруг меня был нур (сияние).
– Не притесняй других. И тогда в Судный день вокруг тебя будет нур.
– Я желаю, чтобы мой Господь удостоил меня Своей милости.
– Будь милостивым к себе и другим созданиям. И тогда ты удостоишься милости своего Господа.
– Я желаю, чтобы у меня уменьшились грехи.
– Всегда произноси истигфар. И тогда твоих грехов станет меньше.
– Я желаю быть самым уважаемым среди людей.
– Не жалуйся созданиям, а говори о своих нуждах Всевышнему. И тогда ты будешь самым уважаемым среди людей.
– Я желаю обилия в своем уделе.
– Будь всегда в состоянии тахарата. И тогда твой удел будет обильным.
– Я желаю быть в числе тех, кто удостоился любви Всевышнего и Его посланника.
– Тогда люби тех, кого любит Всевышний и Его посланник. И не люби тех, кого не любит Всевышний Аллах и Его посланник.
– Я желаю спастись от гнева Всевышнего.
– Не гневайся на других! И тогда ты спасешься от гнева и наказания Всевышнего.
– Я желаю, чтобы Всевышний внимал моим молитвам.
– Сторонись запретного! И тогда твои обращения ко Всевышнему будут приняты.
– Я не желаю, чтобы Всевышний Аллах опозорил меня перед другими созданиями.
– Тогда не прелюбодействуй.
— Я желаю, чтобы Всевышний не раскрывал мои недостатки.
– Не раскрывай недостатков своих братьев. И тогда Всевышний не раскроет твои недостатки.
– Что может смыть мои проступки?
– Твои слезы, покорность Всевышнему, а также твои недуги.
– Какое благое деяние является наиболее достойным в глазах Всевышнего?
– Благонравие, скромность, стойкость в испытании и довольство своей судьбой.
– Какой грех является наиболее худшим в глазах Всевышнего?
– Дурной характер и жадность.
– Что убавляет гнев Всевышнего?
– Садака, данная скрытно, и поддержание связи с родственниками.
– Что гасит огонь джаханнама?
– Пост» («Канзу Аль-`Уммаль»).
Пусть Всевышний дарует каждому из нас истинное счастье и предопределит быть довольныи своей судьбой! Аминь!

Абдуссамад Махат, религиовед

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.