Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 04:02
  • Күн 05:51
  • Зухр 13:24
  • Екінті 18:29
  • Шам 20:46
  • Құптан 22:34
  • 13
  • августа

    четверг

  • 23
  • Зуль-хиджа

    1441

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

«Рука подающая …»

Все чаще можно услышать фразу: «Наше время – это время прагматиков. Человек - рационален и целеустремлен». Иногда кажется, что мы становимся похожими на автоматы, которые лишь выполняют заложенный в них алгоритм – стремление к успеху. Человек сам по себе перестал представлять интерес.
  • 1169
  • 0
  • 14.12.12

Все чаще можно услышать фразу: «Наше время – это время прагматиков. Человек - рационален и целеустремлен». Иногда кажется, что мы становимся похожими на автоматы, которые лишь выполняют заложенный в них алгоритм – стремление к успеху. Человек сам по себе перестал представлять интерес. Важно лишь одно – умение и желание добиться чего-то в жизни. А как быть с теми, кто уже не может ничего дать в материальном плане, потому что стар и немощен?

Ислам – религия, которая соединяет в себе рациональное и духовное. Мирская жизнь – это лишь преддверие к жизни настоящей, вечной. Ислам установил равновесие между телом и душой. Коран предписывает мусульманам всегда помнить об этом. Один из механизмов, не позволяющий человеку погрязнуть в потребительской жажде наживы -  благотворительность. Жертвуя своим имуществом ради других, человек имеет шанс оставаться человеком.

В священном аяте говорится:

«Те, кто тратит свое имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зерен: ведь Аллах воздает сторицей, кому пожелает. Аллах - Всеобъемлющий, Всезнающий». (Аль-Бакара, 261)

Но благотворительность должна исходить из сердца, быть искренней потребностью.  Такая искренность формируется под влиянием богобоязненности. Ведь за малые благодеяния, совершенные ради достижения довольства Аллаха, Всевышний воздает великой наградой и благословением.

Обеспеченный человек не должен забывать, что может оказаться на месте страдающих и обездоленных. Поэтому должен использовать каждую представившуюся возможность для пожертвования. Поступая так, он отдает дань уважения и благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные ему блага.

 «… вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвование из того, что вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом». (Аль Имран, 92)

Благотворительность или пожертвования в Исламе бывают обязательными (фарз) и желательными (мустахаб). Строго обязательной благотворительность или милостыня становится для людей, достигших определенного уровня благосостояния (нисаба). Нисабом считается такое положение, когда мусульманин обеспечил себя и свою семью всем необходимым и сверх того, когда в его распоряжении находятся деньги, не использованные в течение года. С такого имущества выплачивается милостыня 2.5% от размера нисаба. Подобная милостыня является одним из 5 столпов Ислама. И называется закят.

 Ислам позволяет человеку самому вести учет собственного имущества. Достигнув нисаба,  он должен добровольно выделять положенную часть на пожертвования. Причем благотворитель сам должен найти того, кто нуждается, и вручить ему закят. Можно поручить это соответствующим благотворительным организациям.

С этого момента оставим положения Ислама и обратимся к настоящему.

Казахстан считается одним из стабильных регионов на постсоветском пространстве. Нам повезло и после развала СССР мы смогли избежать кровопролития гражданских войн, которыми были охвачены практически все бывшие республики. И сейчас в газетах, по телевизору постоянно говорят о перспективах развития нашей родины. Эти обнадеживающие факты не могут не радовать. Но даже они не избавляют человека от необратимых процессов его организма.

Старость избежать невозможно. В настоящее время в Казахстане лица пожилого возраста составляют свыше 7,7% от количества всего населения. По прогнозам экспертов Организации Объединенных Наций, в ближайшие годы в Казахстане ожидается увеличение числа лиц пожилого возраста на 11%. То есть прогнозируется увеличение  продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет. Сейчас  в Казахстане на одного пожилого человека приходится четыре-пять молодых людей. К 2014 году пенсионеры составят треть населения республики. Количество и доля населения в возрасте 60 лет и старше постоянно растет. Поэтому на сегодняшний день вопрос старения - это не только медицинский, но и социально-экономико-политический вопрос. По прогнозам, в 2020 году, в мире уже 1 млрд. человек будет в возрасте 60 лет и старше.

Несмотря на то, что все хотят прожить максимально долго, геронтология в Казахстане  не развита. В настоящее время в этой области у нас наблюдается большой пробел. В Казахстане отсутствует геронтологическая служба и гериатрия как разделы науки и медицины. Не узаконена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность геронтологической службы, а старикам часто отказывают в оказании медицинских услуг.

В Казахстане отсутствуют центры, соответствующие современным требованиям и мировым стандартам, почти не осталось врачей геронтологов. На практике это отражается в том, что существующая система медицинских организаций практически не учитывает особенности и нужды лиц пожилого и старческого возраста. Хотя в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы  определены приоритетные стратегические направления. Одним из них является забота о старшем поколении.

Необходимо отметить, что с возрастом доля лиц старшего возраста, не нуждающихся в социально-бытовой  и медицинской помощи, заметно снижается. Если в возрастной группе 60-64 года не нуждаются в каком-либо виде социально-бытовой помощи мужчин 81,9%, женщин 72,9%, то в возрастной группе 80 лет и старше таких мужчин – 40,0%, женщин – 50,0%.

Поэтому мы и говорим о благотворительности. Пожилые люди нуждаются в нашем внимании. Я не касаюсь вопросов климата в семье, хотя он является определяющим в жизни старого человека. Сегодня я хочу обратить внимание на социальные проблемы, которые есть в обществе. Не так давно разговаривала с участковым врачом. Намеренно спросила ее о том, как обслуживают пожилых. Врач лишь сокрушенно вздохнула. На стариков нет времени. Если раньше разные категории лиц лечились у разных врачей: дети отдельно, взрослые – отдельно, старики – отдельно. То теперь все обращаются к одному семейному доктору. И по сему он – семейный доктор – так загружен, что совсем не остается времени для пожилого пациента, для которого обычное внимание

важнее врачебного осмотра.

Одинокие старики – это вообще отдельная и большая проблема. Патронажные службы есть. Но платят персоналу так мало, что работают там лишь милосердные люди, выполняющие свою работу по зову сердца.

Забота о пожилых людях должна осуществляться на разных уровнях:  на законодательном, в семье. Но немаловажную роль в этом вопросе могли бы играть и благотворительные организации. Они, конечно,  в Казахстане существуют. Но, как правило, все постоянно нуждаются в средствах. Вот и хочется спросить: «Почему люди, которые достигли нисаба, не спешат помогать старикам?». Очень модно вкладывать огромные средства в постройку мечетей. Наверное, это тоже нужно. Но разве помощь беспомощным и одиноким пожилым людям не важнее строительства, пусть даже мечети?

Но однажды я услышала фразу: «Старики никому не нужны. Не рентабельно. Мечеть построить почетнее». Мороз по коже от таких черствых слов!

 Вот как ответил Посланник Аллаха(мир ему) человеку, который пожаловался ему на черствость своего сердца: «Если желаешь, чтобы сердце твое смягчилось, накорми бедняка, приласкай сироту!...»

Очень важно понимать, для того чтобы закят действительно был принят, необходимо делать это только искренно и во имя Аллаха. Поэтому недопустимо, чтобы благотворитель испытывал гордость за себя или рассчитывал на похвалу или воздаяние. Подобное поведение перечеркнет все благо сделанного. Помощь нужно оказывать тому, кто в ней действительно нуждается. На сегодня нуждающимися в помощи и участии являются пожилые люди.

«О люди! Делайте пожертвования из того, что вы припасаете – в этом польза для вас, а если утаите – в этом для вас убыток. Нет на вас вины, если оставите себе то, что нужно для ваших нужд; и в первую очередь расходуйте на тех, кто на вашем иждивении. Рука подающая лучше руки просящей». (Аль-Бухари).

Татьяна Берденова

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.