Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 04:02
  • Күн 05:51
  • Зухр 13:24
  • Екінті 18:29
  • Шам 20:46
  • Құптан 22:34
  • 13
  • августа

    четверг

  • 23
  • Зуль-хиджа

    1441

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Развеиваем мифы. Банк.

Вечером у своего подъезда слышал, как бабушки обсуждали новость. Сосед с семьей остался без квартиры. Не смог рассчитаться с банком, выплатить проценты и банк забрал заложенную квартиру.
  • 977
  • 0
  • 11.12.12

Вечером у своего подъезда слышал, как бабушки обсуждали новость. Сосед с семьей остался без квартиры. Не смог рассчитаться с банком, выплатить проценты и банк забрал заложенную квартиру.

- Эти капиталисты как звери! – Возмущалась одна из бабушек. – Куда же он с детьми, да еще и зимой, пойдет?

- А это никого не интересует. – Отвечала другая. – Они же о людях совсем не думаю. Им лишь бы свою выгоду получить.

Не скрою, не смотря на то, что я почти не знаком с тем соседом, новость произвела на меня удручающее впечатление. И тема для следующей статьи под общим названием «Развеиваем мифы» возникла сама собой. «Банк». Чем отличается исламская банковская система от западной? И в чем это отличие?

Скажу сразу: отличия есть. Главное из них состоит в том, что исламская банковская система – система «с человеческим лицом». Человеку, должнику, не будут «выкручивать» руки или выставлять на улицу. Исламский банкир, как не фантастично это звучит, входит в положение человека и может отсрочить платеж до того момента, пока должник сможет это сделать снова. Чудеса? По-моему, так практически новогодняя сказка. Но, тем не менее, это так. Если западному банку выгодно, чтобы клиент увязал в долгах больше и больше, так как из-за этого растут, получаемые им проценты, то исламский банк организует свою работу по-другому.

Впервые термин «исламская экономика» появился в книге мусульманского ученого из Индии Саййидина Маназари Асхана Гилани «Исламская экономика», опубликованной в 1947 году. Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей Исламу. Но только через 15 лет после издания книги, появились первые исламские финансовые институты – исламские банки.

Почему нет сходного понятия в других религия? К примеру, христианские банки, буддийские? Причины возникновения исламской экономики кроются в том, что Ислам для мусульманина – система всеобъемлющая. Чего не скажешь о христианстве или иудаизме. За стенами храмов их последователи ведут вполне светский образ жизни.

Надо признать, что первые экономисты в христианстве были из богословов, но, начиная с Нового времени, экономические исследования ведутся только светскими учеными. В Исламе же вопросы экономики и права всегда рассматривались богословами и мусульманскими правоведами (факихами). Исключением может быть, пожалуй, ученый-энциклопедист, писавший об экономике, основатель социологии Ибн Халдун (о нем я расскажу в отдельной статье). Да только светским он был, насколько это было возможно в средневековом обществе.

Мусульманскими учеными разработан целый ряд механизмов, которые используют в работе современные финансовые институты. Следует отметить, что все экономические категории (капитал, труд и др.) рассматриваются через призму исламских этических ценностей.

Если бы мой сосед жил в стране, где действуют исламские банки, он не остался бы без квартиры, так как ему не пришлось бы в разы переплачивать сумму долга. Финансовые системы, основанные на исламских принципах, направлены на устранение оплаты и получения кредитных процентов (риба) во всех формах. Это принципиальное отличие исламского банка от западного. Коран и сунна рассматривают кредитный процент как несправедливый механизм эксплуатации, противоречащий пониманию законности. Поэтому он запрещен.

«Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же, что рост». (Коран, 2: 275)

«О, вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне…». (Коран, 3; 130)

В хадисе пророк Мухаммед (мир ему) сказал, что ростовщичество в 36 раз опаснее, чем супружеская измена.

Совет Исламской академии правоведения (фикха) сформулировал следующее положение:

«Любое увеличение размера кредита или начисление ссудного процента по нему в обмен на продление срока выплаты, в случае, когда должник не смог рассчитаться с заимодавцев в срок, а также договоренность об увеличении суммы, подлежащей возврату, или о введении ссудного процента в момент заключения кредитного договора считать двумя разновидностями ростовщического процента, запрещенного шариатом».

Возникает резонный вопрос: если кредитный процент запрещен, то как действуют исламские банки? Решить проблему рентабельности исламских банков призваны целый ряд финансовых механизмов, известных уже много столетий.

Классическим является договор доверительного финансирования (мудараба). По нему владелец капитала (рабб ал-мал) предоставляет управляющему (мударибу) в управление денежные средства. Прибыль от вложений делится  сторонами в оговоренных пропорциях. Доходность по инвестиционным счетам в исламских банках зависит от прибыльности объектов, в которые вкладывались деньги. Доли и пропорции раздела совокупной прибыли между банком и клиентом зависят от срока вклада. Зачастую доля клиента может достигать 90%.

В исламской беспроцентной системе люди в состоянии заработать доход на свои деньги. Риск, которому они подвергаются, учитывается при разделе прибыли. Исламский банк использует систему разделения прибыли и убытков со своим клиентом.

Возвращаясь к моему несчастному соседу, делаю вывод, что, если бы он взял денег на развитие своего бизнеса в исламском банке, то наверняка смог с ним рассчитаться, так как его долг не рос бы каждый месяц, как на дрожжах, а был бы фиксированным. Более того, банк нес бы такую же долю ответственности и риска, что и сам предприниматель. По-моему, это справедливо.

Справедливо и разумно, впрочем, как и все в Исламе.

Арман Жандосов

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.