Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 04:02
  • Күн 05:51
  • Зухр 13:24
  • Екінті 18:29
  • Шам 20:46
  • Құптан 22:34
  • 13
  • августа

    четверг

  • 23
  • Зуль-хиджа

    1441

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Великие имена. Ибн Халдун

Если бы историю можно было представить в виде одной большой книги, куда бы заносились имена людей, сумевших оставить свой след, то имя человека, о котором говорится в этой статье, было бы безусловным украшением той книги.
  • 1123
  • 0
  • 10.12.12

Ислам создал цивилизацию, подарившую миру великих ученых и первооткрывателей.

Если бы историю можно было представить в виде одной большой книги, куда бы заносились имена людей, сумевших оставить свой след, то имя человека, о котором говорится в этой статье, было бы  безусловным украшением той книги.

Это имя великого мусульманского мыслителя, одного из самых ярких представителей забытой сегодняшним человечеством мусульманской науки периода ее расцвета  -Абдуррахман Ибн Халдун (1332-1406).

Родился Ибн Халдун в 1332 году в знатной семье, пришедшей в Тунис из Андалусии (Испания). Его прадед был министром финансов при дворе Хафсидов. Осиротев в возрасте 16 лет, Абдуррахман довольно рано начал служить. Сначала писцом во дворце султана Туниса, а затем личным секретарем султана Феса, посланником гранадского эмира к королю Кастилии и, наконец, хаджибом (советником) у султана Бужи.
Последние годы жизни Ибн Халдун провел в Каире. Там он был верховным судьей (кадием). А так же преподавал мусульманское право в университете Аль-Азхар.

Абдуррахман Ибн Халдун был одним из первых теоретиков истории цивилизации и автором самых ранних концепций построения общества. Для современной социологии по своей значимости  труды ученого стоят в одном ряду с такими авторами, как Макиавелли и Монтескье. Он был из той же плеяды величайших умов, что и  врач Ибн Сина или выдающийся математик Аль-Хорезми.

Самым значительным из произведений Ибн Халдуна является «Большая история» или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Это энциклопедия социально-экономической и политической жизни. В ней изложены взгляды на закономерности развития государства и необходимые условия для успешного управления. Дан анализ взаимодействия политических, военных, морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных факторов, объясняющих цикличность смены династий. Ибн Халдун, изучая самые разные народы, их обычаи, политические и экономические системы,  выявил законы и причинно-следственные связи, лежащие в основе формирования личности, а также целых обществ, государств и культур, исследовал связи между географией народов и их образом жизни, нравственными и мировоззренческими основами.

До сих пор актуальны рекомендации Ибн Халдуна о приватизационной политике и установлении личных прав собственности, ослаблении государственного контроля за ценами на товары и услуги, важном значении предпринимательства и частной инициативы, сокращении бюрократического аппарата и наемных армий, ограничении вмешательства государства в экономическую и торговую сферы.

Ибн Халдун был первым, кто занялся систематическим анализом функционирования экономики, кто обратил внимание на необходимость развития технологий, производственной специализации, внешней торговли, роли избыточного продукта, роли государства и его стабилизационной политики в стимулировании производительности и занятости. Кроме того, Ибн Халдун занимался проблемой оптимального налогообложения, минимальных государственных услуг, экономических ожиданий и стимулов, институциональных рамок права и закона, производства и теории ценностей.
Его рекомендации относительно государственной монетарной политики по сдерживанию инфляции и укреплению национальной валюты были реализованы передовыми странами даже в 20 веке.

Его последователи в один голос заявляют, что Ибн Халдун открыл экономические законы, на несколько столетий опередив западных экономистов, за которыми эти открытия будут закреплены. Но, будучи верующим и богобоязненным мусульманином, Ибн Халдун уделял огромное внимание справедливости и общественному благу. К примеру, он открыл необходимость разделения труда до Адама Смита. Но в отличие от Адама Смита, который утверждал, что экономическая активность человека объясняется лишь стремлением к собственной выгоде, Ибн Халдун считал, рост производственной специализации и последующей кооперации стимулом для удовлетворения нужды, как можно большего количества людей.

Не смотря на то, что Ибн Халдун считается ученым светским, жизнь его и научная деятельность были пронизаны исламскими ценностями. Ибн Халдун стремился исполнить волю Всевышнего, раскрывая для людей законы бытия, знания, дарованные свыше.

Ибн Халдун стал одним из тех ученых, кто внес бесценный вклад в развитие человечества, и кем по праву гордится исламский мир. Они олицетворяли величайшую цивилизацию, стоящую на двух столпах - вере и науке. 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.