Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 03:11
  • Күн 04:59
  • Зухр 13:23
  • Екінті 18:58
  • Шам 21:37
  • Құптан 23:25
  • 3
  • июля

    пятница

  • 12
  • Зуль-ка’да

    1441

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

550 последователей радикальных течений в РК вернули в лоно традиционного ислама

Служители мечети сейчас стараются своевременно предупредить переход мусульман к деструктивной деятельности и ведут активную работу по противостоянию радикальным идеям. Более подробно о проводимой работе и жизни мусульман Казахстана Верховный муфтий рассказал в интервью нашему изданию.
  • 871
  • 0
  • 14.06.15

Это показатель прошлого года по результатам работы информационно-пропагандистской группы Духовного управления мусульман Казахстана. Об этом рассказал председатель ДУМК, Верховный муфтий Ержан хаджи Малгажыулы. 

 Служители мечети сейчас стараются своевременно предупредить переход мусульман к деструктивной деятельности и ведут активную работу по противостоянию радикальным идеям. Более подробно о проводимой работе и жизни мусульман Казахстана Верховный муфтий рассказал в интервью нашему изданию.

– Как противостоят служители мечети носителям и распространителям радикальных идей, что делается для того, чтобы вернуть молодых людей к традиционным канонам ислама, чтобы оградить их от влияния радикальных и экстремистских течений?

– С именем Аллаха милостивого и милосердного! Хвала Всевышнему Аллаху за наш сегодняшний день!

Прежде чем начать говорить о радикальных идеях и их носителях, хотелось бы напомнить, каким образом возникла данная проблема. Репрессивная и атеистическая политика в отношении религии привела к ослаблению позиций традиционного ислама. На момент обретения независимости Казахстана возникла критическая ситуация, связанная с нехваткой квалифицированных кадров среди духовенства (имамов, ученых-богословов, учителей).

Также повсеместно сложилась неосведомленность многих простых мусульман об исламе в целом.

Сложившейся обстановкой не преминули воспользоваться лица, преследующие отнюдь не благие цели. Порой под видом учения об истинном или чистом исламе пропагандировались в том или ином виде призывы о смене власти, о присоединении к так называемому исламскому халифату, к развязыванию иных активных действий. 

Стоит признать, что на начальном этапе имамы, столкнувшись с проявлениями радикальных идей, несколько растерялись. Не всегда могли дать аргументированный ответ оппонентам. В настоящее время мы полностью выстроились и уверены, что благодаря религиозной компетентности наших имамов удастся своевременно предупредить переход мусульман к деструктивной деятельности.

Более того, согласно принятой концепции развития ДУМК приоритетной целью нашей деятельности является возвращение «заблудших» братьев на путь истины. Таким образом, мы нацелены на профилактику проявлений религиозного экстремизма в нашем обществе. 

Решение этой задачи, на наш взгляд, заключается в повседневной образовательно-пропагандистской работе с мусульманами Казахстана по разъяснению содержания и сущности духовно-нравственных ценностей традиционного ислама, а также демонстрации негативных и опасных сторон идеологии экстремизма, радикальных течений, которые словно ядом отравляют по капле умы молодого поколения страны.

Сегодня республиканская информационная группа, состоящая из 30 ведущих исламоведов, провела 1 339 мероприятий по всей стране, которые охватили более 200 тыс. человек. Также развернута работа во всех областях 68 региональных информационных групп, в составе которых – почти 300 высококвалифицированных специа-листов. Повысить религиозную грамотность и получить базовые знания по основам религии на специальных курсах смогли 22 592 человека.

В прошлом году в результате активной работы информационно-пропагандистской группы 550 человек по всему Казахстану, которые были приверженцами радикальных течений, были обращены в традиционный ислам. С ними была проведена разъяснительная работа. Им было уделено особое внимание и организованы различные интервью. Люди по причине религиозной неграмотности попадают в сети нетрадиционных организаций. Нашими имамами были даны ответы на многие вопросы, которые волновали людей, попавших в ряды нетрадиционных течений. Благодаря этому они признали традиционность нашей религии и вернулись в нашу среду. 

– Почему в стране стали появляться приверженцы нетрадиционных для Казахстана религиозных течений?

– Действительно, в свое время руководители радикальных течений активно воспользовались наивностью, неопытностью и неграмотностью нашей молодежи. На сегодняшний день религиозная ситуация стабилизирована. Как говорит за себя само название «течение», оно подобно быстротечной волне протекло. Если оглянуться в историю ислама, было множество течений, но со временем они исчезли. Потому что ложная и слепая вера не может долго продержаться. Знание, основанное не на истинной вере, не может продлиться долго. Об этом свидетельствует история. 

Сейчас новая эпоха. Религиозная грамотность нашего населения возрастает с каждым днем. И наши имамы совершенствуют свои знания с учетом современных требований. Поэтому я глубоко убежден, что данные проблемы найдут своевременное решение. Самое главное – мы все должны объединиться во имя этой общей цели и должны проявлять стойкость духа.

– Готовят ли имамов-ораторов, способных проповедовать на русском языке и вести дискуссию с представителями нетрадиционных течений?

– Салафизм и иные нетрадиционные течения более распространены в русскоязычной аудитории. Поэтому одним из факторов, затруднивших сдерживание указанных течений, явилось отсутствие русскоязычных имамов. 

В этой связи при Духовном управлении были созданы две русскоязычные группы из числа опытных имамов, теологов-ученых. Во время отбора были учтены следующие требования: свободное владение русским языком, глубокое религиозное знание, освое-ние культуры общения с людьми, коммуникативные способности, обладание ораторским искусством, знание психологии. 

Кроме того, в наших медресе открыты специальные группы с обучением на русском языке. В мечетях организуются курсы для русскоязычных мусульман. В интернет-пространстве ведется работа по увеличению русскоязычного контента.

– Участвует ли ДУМК в профилактике выезда казахстанцев в горячие точки? 

– Духовное управление мусульман Казахстана придерживается принципов светского государства и не вмешивается в работу государственных органов, особенно в области охраны правопорядка. Но вместе с тем, являясь активным членом общества, беспокоящимся о благополучии и безопасности страны, мы не можем оставаться в стороне и закрывать глаза на такое явление, как участие казахстанцев в экстремистских организациях. Практически во всех мечетях Казахстана мы стараемся вести разъяснительную работу среди прихожан, объясняя, что участие в боевых действиях за рубежом является заблуждением и ошибкой, что ислам запрещает насилие и убийство ни в чем не повинных людей. 

Помимо этого специалисты ДУМК в случае необходимости всегда готовы предоставить любую экспертную помощь и научно-методические консультации.

– Какое внимание уделяется ДУМК распространяемой среди верующих литературе, есть ли рекомендуемые печатные издания для мусульман Казахстана?

– В Духовном управлении функционирует отдел анализа и экспертизы. Работают квалифицированные специалисты, которые проводят экспертизу и выдают экспертное заключение на книги и религиозные статьи. Литература, которая не противоречит шариату и не способствует появлению религиозной розни, находит свое одобрение. 

В Центральном аппарате духовного управления действует своя собственная библиотека. При некоторых областных мечетях мы открыли свои библиотеки. Также имеется список разрешенной литературы. Если найдутся желающие ознакомиться с одобренной литературой, они могут обратиться за консультацией в наш офис в Астане или в Алматы.

– Какова роль Интернета в распространении ислама среди казахстанцев?

– Сегодня главенствующее значение Интернета в распространении информации бесспорно. То же самое касается и религиозных знаний. 

Сайты муфтията, центральных мечетей крупных городов Казахстана отличаются большой посещаемостью. Новостные разделы, справочные, форумы данных сайтов всегда оживлены, в адрес муфтията и имамов поступает большое количество вопросов на самые разнообразные темы. Так, за прош-лый год читателям было предложено почти 11 тыс. актуальных новостей, 13 ключевых фоторепортажей и 580 видеоматериалов на самые горячие темы. Администрацией этих сайтов были предоставлены развернутые и подробные ответы на 3 200 вопросов, поступивших в адрес муфтията (и это не считая дублирующихся вопросов).

В целях оптимизации и повышения качества публикуемых материалов в настоящее время ведется работа по объединению всех сайтов в единый информационный ресурс по аналогии с электронным правительством.

– Соответствует ли возведение религиозных сооружений настроениям общества?

– С обретением Казахстаном независимости в жизни простых людей произошли значительные изменения, среди которых я особо хотел бы отметить очень важный момент – исчезновение тотального контроля за религиозными верованиями людей. Взрослое поколение хорошо помнит патологическое стремление партии контролировать умы и души граждан. Поэтому неудивительно, что начиная с 1991 года на территории бывшего союзного государства началось строи-тельство религиозных сооружений: церквей, синагог и мечетей. Свобода мысли и вероисповедания из простого декларирования стала претворяться в жизнь, и верующие впервые за множество лет, не опасаясь преследований по работе или по партийной линии, стали свободно совершать религиозные обряды, и естественно, что отсутствие соответствующих мест поклонения привело к их строи-тельству. На сегодняшний день эта тенденция сохраняется. На это влияет пробудившееся религиозное сознание вкупе с экономическим ростом (ведь, вспомните, строительство тех же мечетей началось с подъемом экономики страны). Поэтому можно сказать, что возведение мечетей – достаточно предсказуемый и ожидаемый шаг, который вполне отвечает духу времени и развития нашего общества. 

 Сколько действующих мечетей в Казахстане и сколько планируется еще построить, есть ли возможность выработать единый архитектурный стиль, казахстанский, для вновь строящихся мечетей в стране? Многие состоятельные люди строят на собственные средства мечети. Интересно, как дальше осуществляется в них работа, кто назначает в них имамов? 

– В настоящее время в Казахстане действует 2470 мечетей, большая часть которых была построена по личной инициативе частных лиц и передана в ведение Духовного управления мусульман Казахстана. Отдельные мечети являются даром со стороны глав зарубежных государств. 

Касательно вопроса архитектурного облика могу сказать, что внешний облик и планировка мечети определяется авторским эскизом и замыслом архитектора, поскольку при строительстве религиозных сооружений редко применяются типовые планы. Другое дело, что помимо внешнего облика мечети очень важно не забывать о решении других вопросов, например стоимости содержания здания, ведь в будущем последующие ремонты и расходы по содержанию лягут на плечи местных прихожан, а также практичности и удобства совершения религиозных обрядов не только для верующих, но и для тех, кто живет рядом. Поскольку добрососедство и миролюбие – это одни из главных ценностей ислама, о чем нельзя забывать ни на секунду. Именно поэтому отрадно видеть, что в последнее время инициа-торы строительства новых мечетей – будь то отечественные меценаты либо представители иностранных государств – обращаются в Духовное управление мусульман Казахстана за соответствующими консультациями. 

В этом году к месяцу Рамадан, то есть до 18 июня 2015 года, мы планируем построить 6 мечетей. Сегодня строительство данных мечетей подходит к завершению. 

Касательно вопроса о духовных служителях – назначение имама, в дальнейшем ответственного за работу мечети, проводится решением ДУМК с учетом расположения мечети, количества прихожан и других условий.

– В таком случае было бы интересно узнать, сколько в РК квалифицированных имамов и где они получают образование? Не секрет, что во многих селах и аулах имамами являются местные жители, раньше они работали, к примеру, директорами школ, трактористами или зоотехниками. Многие из них знают наизусть всего несколько молитв и больше не имеют никакого религиозного образования. Ведется ли учет таких имамов и как обстоят дела с повышением уровня их образования?

– На сегодняшний день действительно чувствуется недостаток высококвалифицированных имамов в отдельных регионах, особенно на периферии.

Во многих селах и аулах имамами являются местные жители, в большинстве своем не имеющие теологического образования. Но их назначение оправдано двумя обстоятельствами. 

Во-первых, доверие к человеку, который живет рядом с вами практически всю жизнь, работает и помогает людям, знает местную общину и волнующие аулчан материальные и духовные вопросы, будет на порядок выше. 

Во-вторых, нельзя забывать о практической стороне вопроса, ведь имамы – это тоже люди и они должны где-то жить, содержать свои семьи, а переезд на новое место всегда сопряжен с определенными затратами.

В целом сегодня в структуре ДУМК работают почти 4 000 специалистов, из них свыше 1 400 совершенствовали свои знания на семинарах, еще 64 имама прошли курсы повышения квалификации в исламских университетах Египта, Турции, России. В декабре 2014 года окончили обучение в Московском исламском институте еще 30 священнослужителей. 

Чтобы не ограничивать имамов только религиозными знаниями, мы ввели в учебные программы предметы информатики, истории, права, казахской литературы и культуры. 

В феврале текущего года нами впервые проведен Первый республиканский форум имамов с участием около 500 духовных служителей, по итогам которого приняты «Платформа мусульман Казахстана», «Этика служащего ДУМК», «Личностный образ имама» и «Личностный облик мусульманина». 
Мы уверены, что данные меры поспособствуют повышению грамотности и кругозора имамов.

 В чем разница между мечетями, где в числе верующих доминирует одна из этнических групп казахстанцев?

– В исламе национальность не имеет никакого значения, поэтому и разницы между мечетями не должно быть. В доме Всевышнего Аллаха двери открыты всем гостям. 

В дополнение хотелось бы отметить, что перед ДУМК стоят большие задачи. Понимание порядка их реализации и ответственности перед обществом в муфтияте имеется.

В целях активизации деятельности ДУМК и повышения качества исполнения программных документов на прошлой неделе назначен новый наиб муфтий Наурызбай Утпинов.

Руслан ЕСКЕНДИР, Алматы, 

Газета "Литер"

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.