Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 05:39
  • Күн 07:05
  • Зухр 13:10
  • Екінті 17:08
  • Шам 19:03
  • Құптан 20:30
  • 29
  • сентября

    вторник

  • 11
  • Сафар

    1442

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Терроризм: история вопроса

Терроризм, как явление общественной и политической жизни, имеет свою историю. Не изучив ее как следует, не поняв истоки и причины возникновения терроризма, сложно решить эту проблему. Важно с самого начала раскрыть суть террора, то есть показать для молодежи истинную неприкрытую «хищную морду» этого явления, его бесчеловечность, жестокость, поскольку именно она становится легкой добычей вербовщиков.
  • 1484
  • 0
  • 01.11.12

Терроризм, как явление общественной и политической жизни, имеет свою историю. Не изучив ее как следует, не поняв истоки и причины возникновения терроризма, сложно решить эту проблему. Важно с самого начала раскрыть суть террора, то есть показать для молодежи истинную неприкрытую «хищную морду» этого явления, его бесчеловечность, жестокость, поскольку именно она становится легкой добычей вербовщиков.

Обратимся к истории. Терроризм постоянно присутствовал в жизни человечества. К примеру, в Иудее еще в первом веке новой эры действовала секта сикариев («сика» - короткий меч, кинжал). Она уничтожала еврейскую знать, сотрудничающую с римлянами. В действиях сикариев прослеживалось сочетание религиозного фанатизма и политического террора: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и искренне верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.

Христианская церковь, в том числе и Фома Аквинский, не отвергала идею уничтожения правителя, который, по их мнению, был враждебен народу.

Политический террор использовали и секретные общества Индии и Китая. В Индии члены секты «душителей» уничтожали своих жертв с помощью шелкового шнурка, считая этот способ убийства ритуальным жертвоприношением богине  Кали. Один из членов этой секты сказал: «Если кто-нибудь хоть раз испытает сладость жертвоприношения, он уже наш, даже если он овладел разнообразными ремеслами, и у него есть все золото мира. Я сам занимал достаточно высокую должность, работал хорошо и мог рассчитывать на повышение. Но становился самим собой, только когда возвращался в нашу секту».

В Китае тайные общества, Триады, были основаны в конце  семнадцатого века, когда маньчжуры захватили две трети  территории  Китая. Первоначально они были основаны как тайные общества для свержения господства маньчжуров и восстановления династии Минь на имперском троне. Эти общества во время правления династии маньчжуров фактически превратились в  инструмент местного самоуправления, взяли на себя многие административные  и  судебные  функции.

После Восстания Красных Тюрбанов в начале XIX века,  маньчжурами была проведена особо жестокая операция наказания, когда сотни тысяч китайцев были обезглавлены, закопаны живьем, медленно удушены. В результате многие члены Триад были вынуждены искать прибежище в Гонконге и  США. По оценкам  британских властей более двух третей населения Гонконга того времени состояло в различных Триадах.

В средние века на землях современного Афганистана, Ирана и некоторых арабских стран действовала могущественная и тайная секта исмаилитов-ассасины. В ее арсенале были доведенные до идеала способы устранения неугодных особ. Они убивали неугодных им султанов и халифов. Первый официальный теракт был совершен ими 10 октября 1092 года, когда исмаилит Бу Тахир Аррани убил визиря сельджукского султана Низамуль Мулька в его же дворце. Ими был уничтожен Иерусалимский король Конрад  Монферратский. Убийство являлось для сектантов ритуалом, они приветствовали мученичество и смерть во имя идеи и твердо верили в наступление нового миропорядка.

В 1848 году немецкий радикал Карл Гейнцген утверждал, что невозможно запретить убийство в политической борьбе. Он был уверен, оправдание при уничтожении людей существует. Оно исходит из "высших интересов человечества". Многие историки считают Гейнцгена основоположником теории современного терроризма. Он полагал, что действенным в борьбе с регулярными войсками могут стать организованные действия небольшой кучки людей, сумевших внести в общество панику и ужас. Гейнцген требовал изобретения все новых и новых способов убийства: ракет, ядовитых газов, бомб. Эта доктрина носит название "философии бомбы".

Продолжатели этой идеи нашлись и в России XIX века. То есть, во времена, когда «романтикой справедливого возмездия и освобождения народа от гнета» была «заражена» большая часть интеллигенции. «Бомбисты» тогда стояли в авангарде интеллектуальной части общества, мечтающего о торжестве разума и справедливости. Свой вклад в концепцию «философии бомбы», ее дальнейшее развитие и углубление, внес Бакунин. В своих трудах он отстаивал идею о признании только лишь одного действия – разрушения. Он предлагал нож, яд и веревку в качестве эффективных средств борьбы. Революционеры должны оставаться глухими к стенаниям обреченных, считал Бакунин. Не должно искать компромиссов, очищая землю огнем и мечем.

Анархисты семидесятого года XIX века выдвинули доктрину «пропаганды действием». Ее суть заключается в том, что только террор может заставить массы выдвинуться против правительства. К этой же идее позже приходит и Кропоткин, который определил анархизм как "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита".

"Варварские средства борьбы с варварской системой" пропагандировал Иоганн Мост в конце XIX века в США и Европе. 

Таким образом, со второй половины XIX века терроризм стал постоянным явлением в общественной и политической жизни. Его представителями были радикальные националисты в Македонии, Ирландии, Сербии, а также русские народники. Во Франции в 90-х действовали анархисты, и аналогичные им движения в Испании, Италии и США. Терроризм до первой мировой войны считался методом работы левых. После окончания военных действий террор стал оружием правых. Это были фашистские движения, румынская «железная гвардия» и национал-сепаратисты в Германии, Венгрии и Франции. Самыми известными терактами тех дней стали политические убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919 году. В 1934 мир потрясла новость об убийствах югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту.

Все эти движения были основаны на разных идеологиях, но фактически все они руководствовались «философией бомбы» и «пропагандой действием».

Мотивов для терроризма в ХХ веке стало еще больше. Если для эсеров и первомартовцев террор был самопожертвованием во имя общества, то «красные бригады» нашли в нем средство самоутверждения. По сути, «красный террор» и «черный террор», неонацистского, фашистского толка имеют много общего, и ничего общего с тем, что учиняли народовольцы.

Современный терроризм руководствуется лишь одной целью – захватить власть. «Благо общества» при этом несущественно.

На руинах СССР свои корни в большинстве стран постсоветского пространства пустили бандитские организации. Вооруженные конфликты на территории Азербайджана, Грузии, Молдовы и Армении, в Таджикистане и Киргизии – все это проявления попыток путем насилия добиться своих целей, и не всегда благородных. Практически все бывшие союзные республики потрясли террористические атаки. Группировки террористов в  Таджикистане появились в 1992 году.  В 1992  -  1994  годы  терроризм осуществлялся на фоне гражданской войны и был одним из способов уничтожения политических противников. В арсенале террористов взрывы, похищения с целью  выкупа, вооружённые нападения. Основными мишенями террористов были: таджикские политические и общественные деятели, специалисты в разных областях деятельности, пользующиеся авторитетом в стране, российские военнослужащие и пограничники, иностранцы, представители международных организаций, журналисты. В становлении терроризма в Таджикистане огромную роль сыграли наводнившие страну эмиссары из стран Ближнего Востока. Агенты различных фундаменталистских организаций из Афганистана,  Саудовской Аравии, Судана обучали боевиков исламской оппозиции методам ведения диверсионной войны.

Вооружённое движение граждан Узбекистана и соседних  стран ставило своей задачей создание на территории Центральной Азии исламского халифата, который должен включать населённые мусульманами государства региона. Ядром будущего халифата, по мнению руководителей движения, должна была стать Ферганская долина, где «салафиты» имеют наиболее сильные позиции. Вооружённая деятельность террористов в Узбекистане направлена в первую  очередь  на свержение  светского режима Узбекистана, а также против соседней Киргизии. В последнее время узбекские террористы всё более активно включаются в международную террористическую  деятельность, в связи с чем, идеологи движения включили в программу  антизападные  и антиизраильские лозунги.

Находящаяся рядом Киргизия так же подвергалась нападениям в  силу своего географического положения. Террористы пытались проникать через  территорию Киргизии  в  Узбекистан. 

Чеченский терроризм появился в период дезинтеграции СССР. В 1991-1994 годы он носил уголовный характер: банды,  состоящие  из чеченцев полностью или включающие жителей Чечни, предприняли несколько захватов заложников на Северном Кавказе. Нападениям подвергались пассажирские автобусы и самолёты. Операции не сопровождались выдвижением политических требований, бандиты требовали валюту, оружие, наркотики. На территории соседних с Чечнёй Дагестана и  Ингушетии периодически совершаются вылазки, в ходе которых захватываются заложники:  милиционеры  и гражданские  лица. 

Казахстаном в 2000 году был подписан ряд международных  договоров  в  сфере  борьбы  с терроризмом. В частности, 21 апреля 2000 года в Ташкенте был подписан «Договор  между  Республикой  Казахстан,  Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности Сторон».

Центральноазиатские государства наметили ряд мер, направленных на взаимодействие в борьбе с терроризмом:  «Стороны будут принимать взаимосогласованные усилия по противодействию терроризму, экстремизму, действиям,   направленным на насильственное изменение конституционного  строя, либо нарушение территориальной целостности, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту наркотических  средств,  психотропных веществ, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Казахстан последней из стран СНГ почувствовал удары, нанесенные  вылазками террористов. И нам предстоит ответить на вопросы: Что же делать, и как бороться с этой «чумой»? Как оградить людей от беспредела террористов?

Ясно одно, что мы должны все без исключения, объединиться в противостоянии этому злу.

Марат Смагулов, эксперт информационного агентства «Sunna.kz».

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.