Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 03:11
  • Күн 04:59
  • Зухр 13:23
  • Екінті 18:58
  • Шам 21:37
  • Құптан 23:25
  • 3
  • июля

    пятница

  • 12
  • Зуль-ка’да

    1441

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Что мы знаем о науке «акида»?

В области лингвистики слово «акида» происходит из корня «`акд», который означает: крепкая связь, крепкий узел. Что касается терминологического значения слова «акида», то, в общем и целом, оно означает «наука о вероубеждении и его требованиях».
  • 1283
  • 0
  • 15.08.14

Что касается терминологического значения слова «акида», то, в общем и целом, оно означает «наука о вероубеждении и его требованиях».
На важность этой науки указывает хотя бы то, что наипервейшим требованием всех пророков, начиная с Адама (мир ему) и заканчивая нашим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), было уверование во Всевышнего Аллаха, в Его единственность, из чего следует, что вера всех пророков была одна, по причине чего не следует делить пророков на «наших» и «не наших». То есть, на пророков мусульман и не мусульман. Здесь подразумевается ошибочное мнение о том, что Иса (мир ему) является пророком неверных. На самом же деле все пророки, в том числе и Иса (мир ему), были мусульманами.
Из сказанного выше следует, что акида, то есть вероубеждение всех пророков было одним. Это вера во Всевышнего Аллаха, в Его единственность. Все различие между пророками сводилось к времени и месту пророчества того или иного пророка, а также к различию в шариате.
Что собой представляет шариат и об его статусе читайте ниже.
Что касается основных задач, решаемых посредством акиды, то их можно охарактеризовать следующим образом:
1. Утверждение правильного вероубеждения посредством веских доказательств;
2. Устранение сомнений отно-сительно правильной акиды;
3. Предохранение верующих от следования ошибочному вероубеждению;
4. Наставление на пра-вильный путь достижения ис-тинного счастья в этом мире и в Ахирате.
Раз уж мы начали разговор об акиде, то первым делом следует сказать, что акида, то есть правильное вероубеждение, является основой нашей религии. Стержнем же правильного вероубеждения является вера во Всевышнего Аллаха, в Его единственность.
Важность правильной акиды такова, что без утверждения в сердце веры во Всевышнего Создателя не может быть и речи о совершении того или иного требования шариата.
Следующий момент! Общность нашей религии составляют три основных понятия. Это:

1. Акида.
Под «акидой» подразумевается твердое убеждение мусульманина, которое подра-зумевает веру во Всевышнего, согласно требованиям Корана и сунны. Именно это является основным отличием мусульманина от приверженцев других вероисповеданий. Это говорит о том, что все помыслы и действия мусульманина дол-жны основываться на сути калимы шахада (свидетельства) – ашхаду алля иляха иллял-лах уа ашхаду анна мухаммадур-расулуллах.
В свою очередь основой акиды, помимо веры во Всевышнего Аллаха, является вера в ангелов, в Писания, в пророков, в Судный день, а также в предопределение.

2. Шариат.
Под шариатом подразумеваются действия, предусмотренные религией. И если акида представляет собой фундамент, то шариат является зданием, возведенным на нем. Акида – это иман, а шариат – действие в соответствии с иманом. Из этого ясно видно, что одного лишь уверования не достаточно. Для полноты веры нужно не только уверовать, но следует также и совершать действия, подтверждающие уверование.
Можно сказать и по другому! Если акида, то есть правильное вероубеждение является свя-зующей нитью верующего с его Всевышним Создателем, то шариат является инструментом, который регулирует связь, взаимоотношение человека с обществом, с окружающим его миром, что указывает на тесную связь между акидой и шариатом, и что шариат невозможно представить без правильной акиды.
В свою очередь шариат состоит из двух основных частей: ибадат и муамалят.
Ибадат – действия, которые совершаются верующим с целью приближения ко Всевышнему Аллаху и удостаивания Его лика. Из чего следует, что совершение ибадата указывает на истинность уверования (имана).
Муамалят – действия, предусмотренные для соблюдения правил взаимоотношений между людьми.

3. Ахляк.
Ахляк – благонравие.
Под благонравием подразумевается этика поведения верующего, которая соответствует требованиям религии.
Также как соблюдение шариата, хороший ахляк, то есть благонравие указывает на истинность уверования.
Следует напомнить, что какое бы важное место не занимали в религии шариат и ахляк, их основой является правильная акида.
Что касается истории происхождения науки акида, то ее основоположниками являются ученые ахлюс-сунна уаль-джамаа. И среди причин возниковения науки акида можно указать про-тивостояние ученых ахлюс-сунны уаль-джамаа различным заблудшим течениям в области вероубеждения.
Прежде всего следует сказать, что развитие науки акида состоит из пяти основных периодов:

1. Возниковение науки акида.
Уже в первом веке по хиджре, а также в начале второго века по хиджре стали возникать разногласия, которые касались тех или иных вопросов, связанных с правильным веро-убеждением. Но таких моментов было немного.

2. Возниковение различных течений.
В начале второго века по хиджре наблюдается усиление разногласий в вопросах акиды. Именно тогда наблюдается появление основоположников тех или иных взглядов в области акиды, а также и их последователей.
Следует отметить, что хотя в то время и были труды в области науки акида, но их было мало. К тому же они не были систематизированными.

3. Смешивание религиозных взглядов с философией.
Это период между четвертым и девятым веками. Это период составления более фундаментальных трудов в области науки акида. Именно в этих трудах содержались ответы против различных философских мировозрений, и именно это послужило причиной тому, что книги по акиде стали содержать в себе различные философские мысли.

4. Развитие науки акида.
Это период между десятым и двенадцатым веками. Именно в этот период стали составлять-ся разъяснения (шарх) к трудам, написанным в третьем периоде.

5. Возниковение новых мировоззрений.
Это период между двенадцатым и тринадцатым веками. Именно тогда стали появляться различные течения, которые приписывали себя к ахлюс-сунне уаль-джамаа, но взгляды которых ни в коей мере не совпадали с требованиями ахлюс-сунны уаль-джамаа.
Теперь что касается названий науки акида на протяжении всей истории Ислама. Следует отметить, что во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) такого понятия, как «наука акида» не было и в помине. Было понятие правильного вероубеждения, но понятия «наука акида» не было.
Что интересно, одним из первых названий науки акида было «Фикх аль-акбар» (самый большой фикх). Так, в начале второго века по хиджре наука акида имело именно это название.
– `Ильм аль-калям. Это название науки акида возникло во второй половине второго века по хиджре.
– `Ильм усулид-дин (наука об основах религии). Это название возникло также во втором веке.
– `Ильм аль-акаид (наука о вероубеждениях). Это название возникло в четвертом веке. Это был период, когда религиозное вероубеждение стало противостоять различным философским взглядам.
– `Ильм ан-назр уаль-истидлял (наука мышления и доводов). Это название возникло в конце шестого века по хиджре. Причиной возниковению этого наз-вания было то, что многие исследования в области акиды стали основываться на логике и различных доводах.
– `Ильм ат-таухид уас-сыфат (наука о единобожии и сыфатах). Это название возникло примерно в 9-ом году по хиджре. Причиной этому было то, что тогда основной темой исследований в области науки акида был таухид и качества, присущие Всевышнему Аллаху.
– `Ильм ат-таухид (наука о единобожии). Это название возникло в конце 10-го века по хиджре.
Из сказанного выше ясно видно, что до настоящего времени наука акида раз-вивалась поэтапно. И на протяжении развития менялось не только название науки, но появлялись и новые термины и понятия. В качестве примера можно привести такие понятия, как таухидур-рубубия, таухи-дул-улухия, таухиду аль-асмаи уас-сыфат. Кто-то отрицает правомерность четырех маз-хабов лишь по причине того, что такого понятия, как мазхаб не было в эпоху Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и Его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Но ведь во времена нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) также не было и таких понятий, как таухидур-рубубия, таухидул-улухия, таухиду аль-асмаи уас-сыфат. Почему бы, в таком случае, наряду с отрицанием правомерности мазхабов, не отрицать и правомерность таких названий, как таухидур-рубубия, таухидул-улухия, таухиду аль-асмаи уас-сыфат?
А между тем основной причиной подобного абсурда является лишь одно – двойка по истории Ислама.

Мухаммад Кайсар,
Алматы

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.