Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 05:39
  • Күн 07:05
  • Зухр 13:10
  • Екінті 17:08
  • Шам 19:03
  • Құптан 20:30
  • 29
  • сентября

    вторник

  • 11
  • Сафар

    1442

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Фикх. Вчера и сегодня

Исламу принадлежала и сейчас принадлежит огромная роль в истории человечества. В мире насчитывается более миллиарда мусульман, живущих в разных странах. Мусульманство зародилось в Саудовской Аравии.
  • 1131
  • 0
  • 24.08.12

Исламу принадлежала и сейчас принадлежит огромная роль в истории человечества. В мире насчитывается более миллиарда мусульман, живущих в разных странах. Мусульманство зародилось в Саудовской Аравии. Но сегодня исламская цивилизация не связана с каким-то географическим месторасположением. Ислам без преувеличения можно назвать одной из самых жизнеспособных мировых религий. Речь идет об особой солидарности мусульман, основанной на вере в Аллаха и общности мироощущения.  Ислам фактически охватывает весь современный мир. Учитывая все это, можно говорить, что Ислам – это нечто большее, чем просто религия. Это Истина, которая объединяет народы, культуры и языки.

Причины того, что в последние годы Ислам оказывает все большее влияние в мире, кроются, возможно, в простоте догматики, его универсальности и отсутствии национальных ограничений. Достаточно интересными представляются  особенности взаимосвязи идеологии, политики и права в Исламе.

Право у арабов формировалось под непосредственным влиянием Ислама. Религиозные нормы служили источником норм правовых. Ислам на заре своего возникновения стал системой, которая пронизывала все социальные институты. Мусульманин получал представления о мире и себе из канонов Ислама, которые не подвергались сомнению или обсуждению, являясь неоспоримыми.

Ислам отличает поразительная социальная приспособляемость и жизнеспособность. Возможно, эти качества объясняются тем, что широкие массы воспринимали и воспринимают Ислам как жизненный кодекс.  А слияние государства и религии определило структуру власти.  Правитель являлся одновременно и светским, и духовным лидером.

Необходимость создания комплексной правовой системы в Исламе возникла в 8 веке, когда владения арабского халифата распространились на огромные территории в Азии и Северной Африке.  Такой правовой системой стал шариат -  божественный закон, мусульманское право в широком смысле. Шариат считается вечным и рассматривается как абсолютное благо и источник фикха (с арабского «глубокое понимание веры»). Цель фикха - определение  законов Шариата и их применение на практике. В рамках фикха были сформулированы такие вопросы как – проблемы веры и разума, божественного откровения и человеческого права.

На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. Но случается так, что  Корана оказывается недостаточно для того, чтобы определить порядок проведения той или иной процедуры. К примеру, Коран предписывает держать пост во время священного месяца Рамадан, но не поясняет, как именно. Чаще всего ответы на такие вопросы можно найти в    хадисах Пророка Мухаммада.

Но бывает, что и Сунна не может внести полной ясности в разрешение проблемы. Тогда обращаются  к другим, вспомогательным источникам права. Речь идёт о  киясе (суждениях по аналогии) и  иджме (консенсусе  исламских авторитетов). В совокупности эти четыре источника мусульманского права  составляют фикх. При этом, каждый из них обладает определённым уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, применяется Сунна, далее иджма, в последнюю очередь используют кияс.

Фикх складывался как первая форма теоретического знания. Исследователи выделяют четыре этапа становления фикха.

Первый связывают с именем Пророка Мухаммада (с.а.с)(610 -632 г.г.) и четырех праведных халифов. (632 – 661 г.г.)

Второй – годы правления Омейядов (661 – 750 г.г.). В этот период решалась проблема поисков авторитетных источников. Таковым стали хадисы о высказываниях, решениях и действиях Пророка (с.а.с), а так же его сподвижников, одобренные Пророком.

Третий этап – время правления Аббасидов (750 – 1258 г.г.) и распада халифата. В этот период начали образовываться суннитские мазхабы.

Мазхабы — это школы шариатского права, которые имеют те или иные отличия в толковании мусульманских правовых норм. Насчитывается пять  основных суннитских и один шиитский мазхаб:

Ханафитский мазхаб

Маликитский мазхаб

Шафиитский мазхаб

Ханбалитский мазхаб

Захиритский мазхаб (сейчас не существует),

Джафаритский мазхаб (у шиитов).

Четвертый этап – это развитие фикха в рамках  четырех суннитских мазхабов.

К 11 веку теоретическая разработка мусульманского права завершилась. Далее фикх существовал на основе следования общепризнанным положениям.

Фикх включает в себя не только вопросы права, но и политики, философии, морали, логики, лингвистики. Специалистами мусульманского права являются богословы-законоведы - факихи. Британская ассоциация мусульманских социологов (AMSS UK) и Международный институт исламской мысли (IIIT), проводившие исследования по современному фикху, утверждают, что из всех исламских наук, фикх всегда был наиболее гибким, динамичным и изобретательным. Это связано с тем, что фикху постоянно приходится сохранять  баланс между общим и частным, неизменным и переменным,  учитывать меняющиеся условия жизни мусульман в зависимости от времени и места проживания. 

Фикх – закон не застывших форм. Это динамический организм. Динамичность фикха обусловлена динамичностью развития мусульманского общества. Фикх призван отвечать на все вопросы постоянно меняющейся действительности. Гибкость мусульманского права состоит еще в том, что фикх не только призвать давать правовые ответы с позиции Шариата на каждом этапе развития общества. Она проявляется еще и в постоянной готовности пересмотра прежних форм и структур, переставших соответствовать  времени. Сейчас как никогда знание основ и законоположений Ислама нужно людям. Назревающие угрозы экономического и политического характера лишают общество стабильности. Сейчас как никогда мы нуждаемся в возвращении к Всевышнему после многих десятилетий забвения. Общество проснулось от атеистического сна. Многое забыто. Мы не может жить, не зная законов, посланных Всевышним. Наша задача вспомнить все, чтобы следовать путем Истины.

«… в этом – напоминание тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует!».

Арман Жандосов.

 

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.