Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 05:39
  • Күн 07:05
  • Зухр 13:10
  • Екінті 17:08
  • Шам 19:03
  • Құптан 20:30
  • 29
  • сентября

    вторник

  • 11
  • Сафар

    1442

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Нужны кардинальные меры

Казахстанскому обществу сегодня становится характерным такое явление, как массовое обращение населения к религиозным ценностям и традициям.
  • 1062
  • 0
  • 21.09.12

Казахстанскому обществу сегодня становится характерным такое явление, как массовое обращение населения к религиозным ценностям и традициям. Но наряду с этим положительным фактом растет и число приверженцев нетрадиционных религиозных течений и общин. 

И он должен был бы послужить сигналом еще на ранней стадии и вызвать тревогу государственных и правоохранительных органов, ответственных за религиозную ситуацию в стране. Однако, этого не произошло, и факт радикализации не заставил себя долго ждать. В итоге мы имеем ряд экстремистских и террористических угроз со стороны некоторых радикальных сил и введенных ими в заблуждение молодых людей, которые никогда не могли себе представить или даже подумать, что станут религиозными экстремистами или террористами, отстаивающие интересы третьих лиц, причем сами того не осознавая.

В этих условиях, власть, придерживаясь принципа отделения религии от государства, оказалась дистанцирована от процессов, происходящих в религиозных общинах. Таким образом, возложение ответственности за религиозную идеологическую работу самим религиозным структурам в ряде случаев оказалась неэффективной.

Да, Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) обладает широким представительством по республике. Но пока с его стороны особо не заметно желание брать на себя ответственность за риски, связанные с деятельностью радикальных исламских групп и, как следствие, ДУМК не проявляет инициативу в идеологическом противостоянии с соответствующими течениями и проповедниками, даже когда проблемы становятся очевидными. Работа с населением состоит строго в определенные часы или такие дни, как, например, жума. Практически не проводится работа с молодежью и жамагатом (общиной) в целом. Усилия имамов направлены на чтение Корана, проведение поминальных обрядов или церемоний бракосочетания. В результате, молодежь вынуждена искать знания за пределами стен мечети, что способствует ее прямому попаданию в руки радикалов и маргиналов.

То, что большинство нетрадиционных течений возникают, как правило, в результате образования жамагата, состоящего из людей, вынашивающих нетрадиционные взгляды и идеологию радикального характера сегодня уже никому не секрет. Попав в такого рода жамагат, молодой человек начинает изучать нетрадиционную идеологию, и становиться одним из ее активных последователей. И неудивительно. Поскольку, такие жамагаты не принимаются традиционными школами из-за противоречия их взглядов основному учению ислама. Они и не стремятся получить признания от кого либо. Всех, чья идеология не соответствует их убеждению, они называют отступниками. Хотя сами эти группы нацелены на изменение политического строя радикальным методом. Невольно задаешься вопросом, куда это все приведет и, как мы будем решать уже существующую проблему распространения радикальной идеологии среди верующего населения страны, в частности, молодежи?! По крайней мере, назрела необходимость диалога между государством и религией для обсуждения острых моментов, принятия конкретных мер по сложившейся религиозной ситуации в стране. 

Надо сказать, что официальная  политика в отношении религии в стране направлена, прежде всего, на укрепление межнационального и межконфессионального диалога и государство предпринимает тому все усилия. Среди них «Стратегический план развития нашей страны до 2020 года», где первостепенное внимание уделяется укреплению межцивилизационного и межконфессионального диалога. Следует также подчеркнуть, что казахстанская модель толерантности имеет широкое международное признание.

Безусловно, все это очень важно. Вместе с тем, закономерен и другой вопрос. В частности, как решить проблему распространения нетрадиционных исламских течений, в тот момент, когда ДУМК не в состоянии противостоять им. Известно, что государство делает все возможное для снижения активности нетрадиционных течений в стране и проводит определенную работу по пресечению попадания казахстанских граждан в экстремистские организации за рубежом. Тем не менее, вопрос остается открытым и пока что не решенным.

Да, только лишь составлением списков перечня запрещенных в Казахстане террористических структур делу не поможешь. С  учетом последних событий, надо официально использовать все имеющиеся возможности для пресечения деятельности нетрадиционных течений и их идеологии, в связи с чем создать правовую основу для привлечения радикалов к ответственности за нарушение закона РК.

Необходимо также выработать государственную стратегию в религиозной сфере, которая обеспечивала бы комплексный подход, учитывала социально-экономические и культурные факторы и была связана с образовательной и молодежной политикой. Нужно найти новые инструменты работы в религиозной сфере, прежде всего – за счет подготовки из числа казахстанцев авторитетных религиозных лидеров и усиления контроля над сферой религиозного образования. Конечно, об этом говорится давно и не раз, но конкретных мер пока не видим. Несмотря на это, казахстанская общественность рассчитывает на скорое и положительное решение данной проблемы.

Асылхан Нурмагамбетов, исламовед - культуролог

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.