Выбрать свой город: X
Время намаза:
  • Таң 05:39
  • Күн 07:05
  • Зухр 13:10
  • Екінті 17:08
  • Шам 19:03
  • Құптан 20:30
  • 29
  • сентября

    вторник

  • 11
  • Сафар

    1442

Назарбаев совершил намаз в мечети Пророка Мухаммада ﷺ в Медине       |       ЗАЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА ОТНОСИТЕЛЬНО ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ       |       Между Меккой и Мединой запустят высокоскоростной поезд       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ВСТРЕТИЛСЯ С ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК В КАЗАХСТАНЕ       |       ДУМК: ДУХОВНЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ БЫЛО ВЫДЕЛЕНО 373 ГРАНТА       |       ВЕРХОВНЫЙ МУФТИЙ ДАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ НАЦИОНАЛЬНОМУ ТЕЛЕКАНАЛУ (ФОТО)       |       ОТКРЫЛСЯ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА       |       Верховный муфтий проводил паломников из аэропорта Шымкента (Фото)       |       Представители всемирной огранизации «Религии за мир» посетили мечеть «Нур Астана» (Фото)       |       Компания ТОО «KAZ TRADE CORPORATION» получила Сертификат "Халал"       |       

Чтение Корана душам усопших – Аруаққа Құран бағыштау

Доходит ли награда чтения до покойников?
  • 3034
  • 0
  • 30.03.12

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! 

Причиной составления данной статьи на тему чтения Корана усопшим, является визит автора в дом, где дети, школьного возраста пытались уйти из родительского дома, в том числе и по причине того, что нерелигиозные родители призывали своих религиозных детей прочитать Коран, как это традиционно принято, в пользу родственников и предков покойников. Младшим сыном этой семьи, школьником 8-ого класса, чтение Корана мертвым воспринималось как нечто абсолютно запретное, и что по этой причине можно покинуть родительский дом. Он со слезами на глазах рассказывал, как его родители говорят ему о необходимости чтения Корана предкам, и воспринималось им это так, будто бы его принуждают убивать, или ограбить кого-то. Да, безусловно, разногласия в вопросе чтения Корана усопшим общеизвестны. Но каким образом можно одурманить школьника и представить это деяние таким ужасным и отвратительным, что подросток готов покинуть родной дом и разорвать отношения с родителями и близкими. Это не что иное как спекуляция исламскими науками и манипуляция неокрепшей психикой ребенка. Каким образом можно придерживаться откровенно однобокой фанатичной точки зрения, если нет, и не было единогласного мнения мусульманской уммы, ни о запрете (харам) чтения Корана мертвым, ни об обязательности (фард) этого деяния. Вот, что делают отсутствие беспристрастности (инсаф), узкий кругозор и примитивное понимание ислама с невеждами-дилетантами. На самом деле ученые рассматривали эту проблематику в рамках таких категорий, как желательно (мустахабб) или нежелательно (макрух).

В отличии от современных невежд, даже Шейх Ибн Таймия, на которого ссылаются эти юнцы, высказывался в зависимости от местности, времени и других влияющих обстоятельств. Да, ему принадлежат слова: «Чтение Корана над умершим - это новшество!»[1]. Но вместе с этим, он говорил: «…Что касается чтения (кираат), милостыни (садака) и других благих дел, то нет разногласий среди ученых ахль ас-сунна валь-джамаа в том, что до покойника доходят награды (сауаб) за поклонения, совершаемые имуществом, как например садака и освобождение раба. Таким же образом покойнику помогают мольбы (дуа) и просьбы о прощении (истигфар) за него. Но в среде ученых есть разногласия относительно телесных поклонений, таких как пост, молитва (намаз) и чтение Корана. И правильным мнением является то, что все это постигает покойника, то есть доходит до покойника награда (сауаб) за них[2]»[3]. Да и новшество, как об этом автор подробно разъяснил в своей брошюре о маулиде, не всегда синоним плохого и запретного. Также Ибн Таймия говорил: «Подобно тому, как милостыня (садака) и мольба (дуа) достигают умерших, так же и вознаграждение (саваб) за любое поклонение достигает умершего, без различия - является ли он родственником или нет, того, кто посвятил ему вознаграждение. Покойник, может воспользоваться этим вознаграждением»[4]. Также известна его фетва, когда его спросили о чтении со стороны семьи покойного, достигает ли награда за тасбих, тахмид, тахлиль и такбир? На что Ибн Таймия ответил: «Достигнет покойника чтение (кираат) его близких, и их тасбихи, и их такбиры, и другие поминания Всевышнего Аллаха, если они посветят награду покойнику. А Аллах знает лучше!»[5].

Более того, если бы, Ибн Таймия занимал жесткую и непримиримую позицию в вопросе чтения Корана мертвым, то люди после его смерти не читали бы над ним самим, множество хатмов Корана. Ученик Ибн Таймии - Ибн Касир пишет в аль-Бадая ван-Нихая: «..и сказал аль-Барзали: «в двадцать вторую ночь месяца Зуль-Када скончался Имам, улем, Абу аль-Аббас Ахмад – наш шейх, выдающийся ученый…. в дамасской башне, в комнате, где он был заключен. После чего собралось много людей у башни, и им было позволено войти к нему. Рядом с ним сидело много людей, они читали Коран… На его погребальной молитве собралось множество людей, они много плакали, обращались к Аллаху с мольбами, для него прочитались множество хатмов Корана в ас-Салихийе и других поселениях…»[6]. Также, о чтении хатмов Корана после смерти Ибн Таймии, возле его могилы и в домах людей, передает Ибн Абд аль-Хади в его биографии.

Подобное можно сказать и об имаме аш-Шафии. Как известно, аш-Шафии издавал несколько отличающиеся друг от друга фетвы в зависимости от того, где он находился, в Ираке или Египте. Это вовсе не лицемерие, это плюрализм мнений и свобода выражения мнения в исламском шариате. Так вот, с одной стороны имам аш-Шафии говорил: «Мертвые не получают награду за чтение Корана над их душами»[7]. А с другой, от него передают следующие слова: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран»[8]. Конечно, кто-то может сказать, что аш-Шафии говорил о дозволенности чтения Корана над могилами, а это и посвящение награды за чтение Корана покойнику разные вещи. Но как говорят поздние ученые последователи аш-Шафии, говоря о том, что награда не достигает, он подразумевал тот случай чтения, когда после чтения не адресовали награду мертвецу. Более детально рассмотрим это в следующих главах. А сейчас давайте разберем, то в чем нет разногласий и спора. Что из поклонений и благих дел, совершенных живыми людьми помогает или наоборот усугубляет состояние покойников. Ведь нельзя забывать и том, что некоторые деяния, такие как громкий плач и рыдания за покойником умножают его мучения[9]. Кроме этого, введение нечто нового в ислам, также положительно или отрицательно сказывается на умерших. Как сказано в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Джарира ибн Абдуллаха: «Тому, кто вводит в Ислам благую традицию, воздается вознаграждение за это, и он  удостаивается также вознаграждения тех, кто последовал ему в этом, и  вознаграждение их не уменьшается. Тому же, кто вводит в Ислам плохую традицию, записывается грех этой (традиции), а также грех тех, кто последовал этому, и при этом не убавляются  их грехи»[10].  



[1] См. Ибн Таймия, аль-Ихтиярат, стр. 53

[2] См. Ибн Таймия, Маджмуа аль-Фатава- 24/315 и 366

[3] قال ابن تيمية- أما القراءة ، و الصدقة و غيرهما من أعمال البر ؛ فلا نزاع بين علماء السُنَّة و الجماعة في وصول ثواب العبادات المالية ؛ كالصدقة و العتق ، كما يصل إليه أيضاً الدعاء و الاستغفار ، و الصلاة عليه صلاة الجنازة ، و الدعاء عند قبره: وتنازعوا في وصول الأعمال البدنية: كالصوم والصلاة وقراءة القرآن، والصواب أن الجميع يصل إليه، أي يصل ثوابها إلى الميت" مجموع فتاوى شيخ الإسلام ابن تيمية ج24 ص315، ص366

[4]См.Ибн Таймиййа, Маджмуа аль-Фатава-24/367

[5] وسُئل ابن تيمية “عن قِراءةِ أهْلِ الميِّتِ تَصِلُ إلَيْهِ، وَالتَّسْبِيحُ وَالتَّحْمِيدُ وَالتَّهْلِيلُ وَالتَّكْبِيرُ إذا أهْدَاهُ إلى المَيِّتِ يَصِلُ إلَيْهِ ثَوَابُها أَمْ لا؟ الجَواب: يَصِلُ إلَى المَيِّتِ قِراءةُ أهْلِهِ وَتَسْبِيحُهُمْ وَتَكْبِيرُهُمْ وَسائِرُ ذِكْرِهِم لله تَعالى إذَا أهْدَوْهُ إلى المَيِّتِ وَصَلَ إلَيْهِ، والله أعْلَم    الفتاوى الكبرى 3/377

[6] ذلك بما ذكره الحافظ ابن كثير في كتابه البداية والنهاية في وفاة الشيخ ابن تيمية الحراني الحنبلي رحمه الله 135-140 الجزء الرابع عشر ، قال ما نصه: قال البرزالي : وفي ليلة الإثنين العشرين من ذي القعدة توفي الإمام العالم أبو العباس أحمد شيخنا العلامة -إلى أن قال- بقلعة دمشق بالقاعة التي كان محبوسا بها وحضر جمع كثير إلى القلعة وأذن لهم في الدخول عليه وجلس جماعة عنده وقرؤوا القرآن وتبركوا برؤيته وتقبيله –إلى أن قال- وحصل في الجنازة ضجيج وبكاء كثير وتضرع وختمت له ختمات كثيرة بالصالحية وبالبلد ، وتردد الناس إلى قبره أياما كثيرة ليلا ونهارا ويبيتون عنده ويصبحون ورؤيت له منامات صالحة كثيرة ورثاه جماعة بقصائد جمة ) انتهى إيراد المقصود من البداية والنهاية

[7] См. Тафсир Ибн Касир- 4/258

[8]См. ан-Навави, аль-Маджму`-5/294 и  Рийад ас-Салихин-х.953

[9] قد ثبت في الحديث الصحيح أن الميت يعذب ببكاء أهله عليه رواه البخاري في كتاب الجنائز باب البكاء عند المريض،و كتاب الجنائز باب الميت يعذب ببكاء أهله عليه ( 6 / 228 )

[10] Муслим, Сахих, книга знаний

 

Автор – теолог Сабдин Аскар   

Комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на портале.